13 Jul 2023

Выставка "Акварель" Анатолий, Людмила и Максимильян Пресняковы

     С 15 июля по 15 августа 2023 г. в галерее "Палитра" по адресу: г.Рязань, Первомайский пр. 9 пройдет выставка "Акварель" Анатолия, Людмилы и Максимилиана Пресняковых. Режим работы: ежедневно с 10:00 до 20:00, без выходных. Вход свободный. Приглашаем всех желающих.

     Выставка посвящена теме акварельного пейзажа, объединившей работы трёх художников: Преснякова Анатолия Степановича, Пресняковой Людмилы Дмитриевны (оба окончили Факультет живописи Дальневосточного института Искусств) и Преснякова Максимильяна Анатольевича (окончил факультет графики МГХАИ им. В. И. Сурикова). Причём выбраны работы малого формата, более соответствующие компактной выставочной площади. Конечно, демонстрируемые этюды Анатолия Преснякова и Людмилы Пресняковой уже при каких-то случаях показывались, но даже простое участие любых работ этих художников на выставках – редкое событие. Максимильян Пресняков напротив – активный участник выставок, часть из которых возникает по его инициативе. Но в этот раз, как во многих других случаях, он находит то, что можно выставить впервые, хотя несколько избранных акварелей создавались им в разные годы и в связи с проведением пленэров со студентами (Архангельск, Новгород, Сочи), и в ходе проведения водного похода (река Агидель), и в ходе поездки в археологический лагерь (Шагара).


Помню, как мы с родителями ходили два или три раза в Шереметьево осенью в воскресенье, чтобы написать каждый раз по этюду. Я, в то время студент первого курса Рязанского художественного училища, писал что-то столь скромное, что мне было неловко показывать результаты своих трудов уже и тогда. А вот отец как раз и создал один из показываемых этюдов, который я, конечно, не мог тогда воспринимать для себя как учебное пособие – просто не понимал, как это он так делает. Через полтора года летом мы выехали в очередной раз на велосипедах через заливные луга к Оке. И родители как и ранее создали по этюду, выбрав акварель. Я писал в тот период почти всегда маслом и уже с несколько большей уверенностью. Эти два листа отца можно увидеть на выставке («Шереметьево. В овраге», «Река Ока»). А ещё раньше во время поездок наших на Рижское взморье я вообще ничего даже более или менее вразумительного не мог изобразить с натуры. Матушка тогда в Риге и Юрмале тоже что-то писала. Вид на Рязанский кремль акварелью отец изобразил во время пленэра со студентами РХУ.

Костёл во Владивостоке мы рисовали с матушкой вдвоём. Отец с нами на Дальний Восток не поехал. Я тогда сделал рисунок того же мотива графитным карандашом. В 1992 году мы с ней проехали последний раз в Ригу в гости к знакомым и оттуда в Карелию. Писали часто рядом («Улица Старой Риги», «Карелия. Камни. Озеро Падозеро», «Карелия. Озеро Кончозеро»), но тогда я больше делал зарисовок графитным карандашом и этюдов маслом. Хотя уже понемногу набирал опыт и в работе акварельными красками.

До учёбы в институте мне как-то не пришлось получить достаточно дельных уроков по владению приёмами именно акварелью, да и вообще – по её технологии и технике. Ещё в начале учёбы в институте у меня не было понятия, насколько важны при этом последовательность в работе и качество бумаги, которое далеко не всегда связано с формальным показателем её плотности. Родители писали акварелью на любой бумаге, даже на той самой, из «студенческих» наборов, которая и для зарисовки графитным карандашом может оказаться не стол удобной. Как видно, рассуждали: получился этюд – ну и хорошо, не вышел, как хотелось – ну и не беда. И ученикам тоже на этот счёт ничего не рассказывали, считая более важными качества композиции, рисунок, цветовые отношения. Хотя матушка после появления в продаже разных сортов акварельной бумаги в конце 1980-х и в начале 1990-х покупала их, пробовала, изучала. Однако редко какие сорта акварельной бумаги с красивой фактурой могли поспорить с качеством обычного советского ватмана – той самой бумаги в 22 или 24 копейки за лист середины 1980-х гг. А нынешний ватман – это бумага совсем иного качества и свойства.


После учёбы в МГХА институте им. В. И. Суриковая я уже точно знал: насколько важно как, на чём, чем, при каких условиях писать акварелью. Кое-какие наработки по части акварели я рассказывал матушке, и она чутко воспринимала эту информацию. Этот опыт помог мне составить и учебную программу освоения акварели, по которой я работал и в Лицее искусств в Рязани (1996-2009 гг., позже переименованном в Художественный колледж ДПИ), и в несколько изменённом её виде по той же учебной программе – в Рязанском филиале ВШНИ (2010-2020 гг.).

Пресняков Максимильян